4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как метод диагностики

Методы диагностирования

Методы диагностирования автотранспортных средств подразделяются на субъективные и объективные. В основе субъективных методов лежат способы определения технического состояния автомобиля по выходным параметрам динамических процессов. Однако получение, анализ информации, а также принятие решения о техническом состоянии производятся с помощью органов чувств человека, что, естественно, имеет достаточно высокую погрешность.

Субъективные методы

Наибольшее распространение получили следующие субъективные методы:

  • визуальный
  • прослушивание работы механизма
  • ощупывание механизма
  • заключение о техническом состоянии на основании логического мышления

Визуальный метод дает возможность обнаружить, например, следующие неисправности:

  • нарушение уплотнений, трещины, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и т.п. — по течи топлива, масла, экс­плуатационных жидкостей
  • неполное сгорание топлива — по дымлению из выхлопной трубы
  • подтекание форсунок — по повышению уровня масла в под­доне картера двигателя и т.д.

Прослушивание работы механизма позволяет обнаружить следующие неисправности:

  • увеличенный зазор между клапанами и коромыслами ме­ханизма газораспределения — по стукам в зоне клапанного ме­ханизма
  • повышенный износ шатунных и коренных подшипников — по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного ме­ханизма при изменении частоты вращения коленчатого вала
  • чрезмерное опережение или запаздывание впрыска топли­ва — по характеру звука выхлопа (при раннем впрыске — «жесткая работа», при позднем — «мягкая»)
  • неисправности сцепления автомобиля — по шуму и стукам при переключении передачи и др.

Методом ощупывания механизма можно определить такие неисправности:

  • ослабление креплений — по относительному перемещению деталей
  • неисправности отдельных трущихся механизмов и деталей — по чрезмерному их нагреву
  • неисправности рулевого механизма — по толчкам на руле­вом колесе и др.

На основании логического мышления можно сделать заклю­чение о следующих неисправностях:

  • топливной аппаратуры — затруднен пуск двигателя
  • системы охлаждения — двигатель перегревается и др.

Объективные методы

Объективные методы основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью контрольно-диагностических средств и путем принятия решения по специально разработанным алгоритмам диагностирования. Применение тех или иных методов существенно зависит от целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей. Однако в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенными требованиями к эксплуатационным качествам, интенсивностью использования объективные методы диагностирования находят все большее применение.

Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров, наиболее приемлемых для исполь­зования в зависимости от задачи диагностирования и глубины постановки диагноза.

В настоящее время принято выделять три основные группы методов, классифицированных по виду диагностических параметров.

Методы I группы базируются в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этих целей используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии. Методы диагностирования по параметрам экс­плуатационных свойств дают общую информацию о техническом состоянии автомобиля. Они позволяют оценить основные экс­плуатационные качества автомобиля:

  • тормозные
  • мощностные
  • топливную экономичность
  • устойчивость и управляемость
  • на­дежность
  • удобство пользования
  • и т.д.

Методы II группы базируются на объективной оценке гео­метрических параметров в статике и основаны на измерении значения этих параметров или зазоров, определяющих взаим­ное расположение деталей и механизмов. Проводят такое диаг­ностирование в случае, когда измерить эти параметры можно без разборки сопряжений трущихся деталей. Структурными па­раметрами могут быть зазоры в подшипниковых узлах, клапан­ном механизме, кривошипно-шатунной и поршневой группах двигателя, шкворневом соединении колесного узла, рулевом управлении, углы установки передних колес и др. Диагностиро­вание по структурным параметрам производится с помощью из­мерительных инструментов: щупов, линеек, штангенциркулей, нутромеров, индикаторов часового типа, отвесов, а также спе­циальных устройств. Преимущество методов этой группы — возможность постановки точных диагнозов, простота средств измерения, а недостатки — большая трудоемкость, малая тех­нологичность.

К III группе относятся методы, оценивающие параметры сопутствующих процессов. Например, герметичность рабочих объемов оценивается при обнаружении и количественной оцен­ке утечек газов или жидкостей из рабочих объемов, узлов и аг­регатов автомобиля. К таким рабочим объемам можно отнести:

  • камеру сгорания
  • герметичность которой зависит от состояния цилиндропоршневой группы и клапанов газораспределения
  • систему охлаждения
  • систему питания двигателя
  • шины
  • гид­равлические и пневматические приборы и механизмы

По интенсивности тепловыделения можно оценить работу трения сопряженных поверхностей деталей, качество процессов сгорания (например, по температуре отработавших газов), однако такие методы пока не нашли широкого применения.

При создании средств технического диагностирования транс­портных средств широко используются также методы, оценивающие состояние узлов и систем по параметрам колебательных процессов. Их можно разделить на три подвида:

  1. методы, оценивающие колебания напряжения в электри­ческих цепях
  2. методы, оценивающие параметры виброакустических сиг­налов (получаемых при работе зубчатых зацеплений, клапанных механизмов, подшипников и т.д.)
  3. методы, оценивающие пульсацию давления в трубопрово­дах (на основе этого принципа работают дизель-тестеры для ди­агностирования дизельной топливной аппаратуры)

Методы, с помощью которых оцениваются колебания напряжения в электрических цепях, используются для диагностирова­ния системы зажигания двигателя по характерным осциллограм­мам напряжений в первичной и вторичной цепях. Осциллографом отображаются процессы, протекающие в первичной и вторичной цепях системы зажигания за время между последовательными искровыми разрядами в цилиндрах, для визуального исследова­ния. Участки осциллограмм содержат информацию о состоянии системы зажигания. По осциллограмме первичного напряжения непосредственно измеряют угол замкнутого состояния контактов. По напряжению искрового разряда осциллограммы вторичного напряжения определяют состояние зазора свечи. Сравнивая полученные осциллограммы с эталонными, выявляют характерные неисправности проверяемой системы зажигания.

Виброакустические методы используются для измерения низко- и высокочастотных колебаний систем и элементов транс­портных средств.

Одним из таких методов является диагностирование по перио­дически повторяющимся рабочим процессам или циклам. Суть данного метода заключается в следующем. Рабочие процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска, изменение давления в топливных трубопроводах высокого давления, колебательные процессы в системе зажигания и другие часто повторяются. Так как закономерности изменения параметров рабочих процессов во всех периодах идентичны, то для диагностирования достаточно изучить параметры одного цикла. Для этого с помощью специальных преобразователей параметры одного цикла задерживают, разворачивают во времени и выводят на регистрирующий или пока­зывающий прибор.

Определенное место занимают методы, оценивающие по фи­зико-химическому составу отработавших эксплуатационных ма­териалов состояние узлов и агрегатов и отклонения от их нормального функционирования, например анализ отработанного масла, анализ отработавших газов и т.п. Диагностирование по составу масла производится путем анализа его проб, взятых из картера двигателя с целью определения количественного содержания продуктов износа деталей, а также наличия загрязнений и примесей. Концентрации железа, алюминия, кремния, хрома, меди, свинца, олова и других элементов в масле позволяют судить о скорости изнашивания деталей. По изменению концентрации железа в масле можно судить о скорости изнашивания гильзы цилиндров, шеек коленчатого вала, поршневых колец. По изменению концентрации алюминия судят о скорости изнашивания поршней и других деталей. Содержание почвенной пыли харак­теризует состояние воздушных фильтров и герметичность тракта подачи воздуха в цилиндр двигателя.

Методические аспекты. Методы диагностики в процессе реабилитации. Диагностические методы

Предваряя описание диагностических методов, которые могут быть использованы в практике медицинской реабилитологии, нужно сказать, что нами дано самое общее представление о наиболее часто применяемых и известных методах. Акцент сделан на методах неинвазивных и технически необременительных как для пациента, так и для исследователя. Кроме того, в большей степени представлены методы универсальные, когда один и тот же метод может быть использован для оценки функции разных систем.

Правда, некоторые из них дают интегральные характеристики, включающие в себя несколько функциональных параметров, что крайне затрудняет их расшифровку, но именно эти методы могут быть многократно использованы в донозологической диагностике, а их дальнейшее техническое развитие позволит существенно уменьшить этот недостаток.

1. Функциональная (биомеханическая) антропометрия. Совокупность методических приемов, основанная на измерении тела и его функциональных частей (развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, пигмента ция, волосяной покров кожи), называется антропометрией. Она позволяет определить тип и пропорции тела, объем его отдельных частей в покое или при их функциональном использовании.

Осуществляется она с помощью специальных инструментов (ростомер, антропометр, циркули) и приборов. Например, с помощью метода оптического исследования поверхности спины определяют углы наклона таза, плечевого пояса, поворота позвоночного столба, раскрытия кифоза, лордоза, объемные асимметрии, что позволяет выявить деформацию позвоночника. Антропометрия широко используется в оценке функциональных параметров систем движения, дыхания, репродукции, профессиональной пригодности и т. д. Она позволяет выявить конституциональные особенности человека (определение конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания) и антропометрические маркеры (признаки) риска развития того или иного заболевания.

2. Электропунктура биофизически активных точек (БАТ). Электропунктура — оценка электрического состояния (электропотенциал, активное и пассивное сопротивление) БАТ и их пространственной совокупности (энергетические меридианы тела). Последние, по мнению некоторых авторов, можно, с определенным допущением, отождествить с теми или иными функциональными системами. Каждая из них имеет свой набор БАТ. Это один из наиболее интегративных методов оценки функционального состояния человека в покое, при физической и фармакологической нагрузке.

Имеются два вида электропунктуры: аурику-лопунктура — БАТ ушной раковины, корпоропунктура — БАТ туловища и конечностей (метод Фолля). Изменение электрических параметров определенных точек, связанных с той или иной функциональной системой или с тем или иным внутренним органом, может указывать на изменение или нарушение его функции (например, рост электросопротивления указывает на гипофункцию, а его снижение — на гиперфункцию).

3. Корпоральная электрография. К вышеописанному методу вплотную примыкают электрофизиологические методы исследования электрического биопотенциала кожи, позволяющие определять функциональную активность подлежащих органов (например, электрогастрография — метод исследования электрических моторных потенциалов желудка). Эти методы довольно подробно разработаны, а исследования электрического состояния других внутренних органов (печени, поджелудочной, щитовидной желез, почек, надпочечников и др.) пока не получили широкого распространения ввиду трудности интерпретации получаемых результатов.

4. Кожно-гальваническая реакция (КГР). Одной из разновидностей электродермальных реакций, обусловленных местным обменом веществ, потоотделением, реакцией сосудов, гидрофильностью кожи, является кожногальванический рефлекс (КГР), представляющий собой регистрацию увеличения проведения электрического тока по поверхности кожи вследствие последовательно выводимой порции пота (солевого ионизированного раствора из протока потовой железы). КГР имеет определенную диагностическую ценность, так как его численные значения в рефлексогенных зонах Захарьина-Геда являются важным показателем, характеризующим особенности патологического процесса во внутренних органах.

Импульсы от пораженного внутреннего органа, поступающие по афферентным путям в соответствующие сегменты спинного мозга, могут вызвать перевозбуждение клеток в передних и боковых рогах спинного мозга, которые дают начало эффекторным потовым симпатическим волокнам. Так возникает висцерально-соматический рефлекс, который может проявляться усилением потоотделения, напряжением мышц и изменением сосудистой иннервации в пределах данного сегмента. КГР традиционно используют для исследования системных вегетативных реакций и общего эмоционального компонента (без учета зон Захарьина-Геда).

5. Реография. Один из способов исследования функциональной активности внутренних органов. Функция любой ткани, органа напрямую зависит от ее обеспечения кровью, следовательно, по кровенаполнению сосудов внутренних органов можно косвенно судить о деятельности органа в целом. Реография регистрирует изменения импедансного (омического и емкостного) сопротивления переменному току тканей органа, связанных с изменением их кровенаполнения, обусловленным ударным объемом сердца и внутриорганным сосудистым тонусом. Она позволяет определить величины ударного и минутного объемов кровообращения, артериального кровенаполнения, состояния тонуса артериальных сосудов, венозного оттока, колллатерального кровообращения, микроциркуляции в органе.

Можно исследовать как целые сосудистые бассейны и области (реовазография конечностей), так и отдельные органы или его части (реогепатография, реорено-графия, реоэнцефалография, реокардиография, реопульмография и др.). С помощью системной реографии можно также оценить показатели системного кровообращения: артериальное давление, минутный объем кровотока, ударный объем, систолический индекс, периферическое сопротивление сосудов (тетраполярная грудная реография по Кубичеку).

Графически реографический комплекс напоминает обычную сфигмограмму. В нем выделяют три волны (зубца): систолический, диастолический и инцизуру. Анализируют амплитуду волн, временные показатели (время пульсовой волны, период быстрого наполнения, период медленного наполнения), скоростные показатели (скорость быстрого и медленного наполнения, ускорение), относительные и сравнительные показатели.

Амплитуда систолической волны отражает уровень кровенаполнения и тонус сосудов в исследуемой ткани (нарастание амплитуды свидетельствует о снижении тонуса).

Величина инцизуры характеризует ригидность сосудистой стенки (инцизура глубокая при низком тонусе).

Амплитуда диастолической волны дает представление о тонусе мелких сосудов и артериол, а также косвенно о состоянии венозного оттока.
Время периода быстрого наполнения позволяет судить о тонусе крупных артерий и объеме крови, поступившей в орган (чем выше тонус, тем больше время наполнения).

Время периода медленного наполнения представляет тонус средних и мелких артерий (чем выше тонус, тем больше время наполнения).

Скоростные значения характеризуют реактивность сосудистого русла органа и имеют, так же как и относительные показатели, вспомогательное значение.

Реография исследуемого органа и всей сердечно-сосудистой системы проводится как в относительном покое, так и при различных функциональных нагрузках. В качестве функциональных проб могут использоваться фармакологические препараты (нитроглицерин — при реовазографии конечностей, индерал, анаприлин — при реокардиографии, атропин — при реопульмографии).

Читать еще:  Гемангиома печени виды причины симптомы диагностика лечение

6. Иридодиагностика. Визуальное исследование радужной оболочки глаза с помощью специальных оптических систем используется довольно давно для оценки органной морфологии. Радужка — мышечный сфинктер, состоящий из продольно и циркулярно расположенных мышечных волокон, сокращение которых меняет просвет зрачка. Локальное изменение на участке радужки может указывать на какие-либо нарушения в сопряженном с этим участком внутреннем органе. Оценивается однородность, равенство, цвет, плотность волокон и пигментных слоев, наличие пигментных пятен на радужной оболочке обоих глаз. Поиск знаков осуществляется по зонам и проекционным (органным) секторам. Наличие их в том или ином проекционном секторе может свидетельствовать о патологии в соответствующем проекции органе. Метод для определения органной морфологической патологии используется как вспомогательный, но как метод функциональной диагностики он стал применяться лишь несколько лет назад при появлении динамической компьютерной обработки изображения, поэтому диагностические параметры его разработаны недостаточно.

7. Термография. Регистрация температурного рельефа поверхности тела по его инфракрасному излучению позволяет косвенно судить о морфологии и состоянии функций подлежащих внутренних органов. Термопрофиль кожи — во многом интегральная характеристика, являющаяся результатом векторного сложения иногда разнонаправленных процессов (метамерные сосудистые реакции, потоотделение и т. д.), поэтому как диагностическая система разработана недостаточно и в основном применяется для качественной статической оценки и поиска зон воспаления в подлежащих внутренних органах. В последнее время термография находит применение и в динамическом варианте с использованием функциональных нагрузочных проб. Используется как вспомогательный и предварительный метод.

8. Функциональная рентгенологическая и ультразвуковая диагностика. Рентгенологическое исследование функциональной активности органов и систем основано на наблюдении за их функциональной (моторной) деятельностью в реальном масштабе времени с использованием рентгенконтрастных веществ (например, стимуляция желудка и кишечника прозерином, а желчного пузыря — холицистокинином, угнетение моторики желудка и кишечника атропином и т. д.). С помощью рентгеноскопии и компьютерной томографии исследуются функции легких, желудка, кишечника, печени и других органов. Применяется рентгенконтрастирование сосудов сердца, почек, печени, рентгенцистография (исследование функции мочевого пузыря), рентгенэнтерография (исследование моторной функции желудка и кишечника). Кроме того, широко распространено исследование скорости прохождения через функциональную систему органа рентгенконтрастного вещества (экскреторная урография почек).

В последние годы как функциональная методика, позволяющая оценить функцию целого органа или его части, широко стала использоваться ультразвуковая диагностика. Она имеет ряд бесспорных преимуществ перед рентгенологической. Совмещение ультразвуковой эхолокации и нагрузочных функциональных проб позволяет получить дополнительную информацию при исследовании сердца. Так, например, эхокардиография помогает выявить зоны гипокинезии и ишемии в миокарде, УЗИ желчного пузыря с фармакологическими препаратами — оценить его моторную функцию, а допплеровское картирование позволяет характеризовать функцию сосудов и кровенаполнение ткани органа.

9. Функциональная радиоизотопная диагностика. Радиоизотопная диагностика основана на измерении накопления и выведения из внутреннего органа радиоизотопного препарата. Накопление препарата в тканях исследуемого органа (скеннирование печени, почек, щитовидной железы и др.) позволяет определить степень его функциональной активности, а также напряженность метаболических процессов не только всего органа, но и отдельных его частей (интенсивность накопления и топографическое распределение препарата). Исследование динамики выведения препарата позволяет дать объективную картину активности основных функциональных звеньев системы, путей метаболизма пищеварения, кроветворения, выведения (сосудистое русло, всасывание, фильтрация, экскреция, секреция). Кроме того, радиоизотопные методы широко используются для оценки биологических проб (моча, кровь, цереброспинальная жидкость, кал), а также для определения в них гормонов, БАВ, ферментов, антител и лекарственных препаратов.

10. Физиогномика и характеристики ЭМП тела человека. Ряд перспективных и неинвазивных методов, которые могли бы быть использованы в медицине, в частности в функциональной диагностике, еще проходят стадию испытаний. Пока их диагностическая ценность спорна, но врач-реабитолог может использовать их в качестве подсказки или указания на наличие скрытых либо начальных форм некоторых заболеваний.

Статья. Тестирование как метод диагностики

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Тестирование как метод диагностики.

(эффективность использования тестов на уроках русского языка и литературы)

Тест – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
История возникновения и использования теста как диагностического метода, а точнее сказать, ее предыстория уходит в глубь веков. Имеются сведения, что уже с I тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности.

Распространение психолого-педагогической диагностики (в форме тестирования) в России связано с возникновением в 20-е годы ХХ века новой науки — педологии, которую Л.С. Выготский определял, как науку о целостном развитии ребенка. Психологические службы в школах того периода, в силу особенностей понимания предмета педологии, “принимали комплексный характер, соединяя в себе черты психологической, социологической и медико-биологической служб одновременно”.

После 1925 года тесты получили практическое значение, и в Москве при педагогическом отделе Института методов школьной работы была создана особая тестовая комиссия. В её задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже весной 1926 года были созданы такие тесты. Но многие дети были не готовы к тестированию, учителя были непрофессионалами в тестах, а народное образование призывало к комплексному изучению ребенка, при котором главным источником информации является длительное программированное наблюдение, дополняемое антропометрическими измерениями, анкетированием, тестированием и изучением школьной документации. В педагогике же в практике утвердилось массовое увлечение тестами как “простым” оперативным средством диагностики, бессистемность изучения ребенка и, как следствие частые ошибки в педагогических диагнозах. Не случайно в 60-е годы ее вновь пришлось отстаивать школе Б.Г. Ананьева. По мнению ведущих психологов СССР А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А. А. Смирнова — это постановление получило неправомерно расширенное толкование и послужило основой для свертывания исследований в области разработки диагностических методик и отказа от систематической психолого-педагогической диагностики. Далее, рассматривая тест как общенаучный диагностический метод, целесообразно остановиться на понятии “тест”

Тест — это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов

Тесты — это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков, учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Структурными компонентами теста являются : тестовое задание — задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон — образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.

Поскольку тестовое задание — это некоторая задача, которую проходится решать испытуемому, то необходимо усвоить понятие задачи. Под задачей понимается сформулированное для испытуемого задание по достижению определённой цели в известных условиях раннее изученными методами деятельности.

При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых оценивается эффективность любого теста. Важнейшими из таких показателей являются:

Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие, ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.

Определенность . После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащейся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

Однозначность. Задание должно иметь единственный правильность ответ-эталон.

Равно трудность . При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавание и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.

Составление с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.

Та как форма теста признана в системе образования многих стран мира. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение нескольких лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла., служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
Тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения: Я использую тесты при проверке домашнего задания, при закреплении материала, на стадии контроля. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.
Целью уроков гуманитарного цикла становится создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся через использование тестов на уроках русского языка и литературы. Реализация данной цели осуществляется через следующие задачи:

повысить эффективность урока, развивая мотивацию через использование тестов;

расширить возможности предъявления учебной информации за счёт использования тестов;

воспитывать у учащихся познавательную активность, используя возможности компьютера, Интернета;

создать условия для творческой деятельности учащихся на занятии.

Использование тестов на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы деятельности учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование тестов воспитывает интерес к уроку; делает урок более интересным.
Известно, что надёжным средством повышения эффективности процесса обучения русскому языку в школе является усиление его коммуникативной направленности, но наряду с достоинствами тестирования стоит отметить и недостатки этого вида контроля — невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определённой доли угадывания ответов.
Учитывая особенности построения экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ, следует и в процессе всего обучения в школе контроль над знаниями, умениями и навыками осуществлять преимущественно через комплексную работу с текстом. При этом в качестве обязательных компонентов этой работы использовать тестовые задания как наиболее удобную форму проверки лингвистической и языковой компетенций и задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе исходного текста) как необходимый измерительный элемент коммуникативной компетенции.
Тестовые задания с выбором ответа, входящие в комплексный анализ текста, проверяют состояние языковой компетентности учащихся и владение ими нормами русского литературного языка. Тестовые задания, ориентированные на проверку лингвистической компетентности учащихся, контролируют знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте единицы языка, классифицировать и анализировать их; знания орфографических и пунктуационных правил через умения опознавать вид орфограммы в слове и пунктограммы в предложении текста и объяснять написание.

При ряде недостатков: исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;

четкость мышления , умение вдумываться в смысл каждого слова, каждой высказанной мысли;

логическое мышление , т.к. не всегда учащийся может вспомнить верный ответ можно, а использует метод угадывания,-тестирование имеет ряд преимуществ: они не столь объемны, как традиционные, поскольку не содержат балластного материала; педагог освобождается от необходимости придумывать многочисленные варианты неверных ответов; сокращается время тестирования (например, при использовании графического диктанта учащимся для ответа требуется 3-6 минут, педагогу для проверки 30 работ 2—4 минуты);в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость карточки повышается; обеспечение индивидуальности, самостоятельность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю; повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость преподавателя и его эмоциональность или плохое настроение,);оперативность статистической обработки результатов контроля; доступность для обучающегося к полной информации о результатах контроля; обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам, выполнению заданий; обеспечение возможности обучающемуся самопроверки освоения материала в том режиме работы как это ему удобно; доступности и равноправия всех участников процедуры тестирования.

Читать еще:  Анализ крови расшифровка вгс

Таким образом, качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний, и грамотно составленные тесты позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения

Считаю, что данная тема имеет перспективы развития, т.к. до конца не изучена, нужно более подробно остановиться на теме: какова обучающая функция тестов в процессе образования русского языка и литературы в школе.

1.Доклад учителя русского языка и литературы Кумуковой Р.С. на тему: «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

2.Использование тестов на уроках русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна.

4.Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М., 2016

5.Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 2014

6.Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля. М., 2014

Методы диагностического исследования

Диагностика – это этап углубленного анализа проблемы, в ходе которого выявляются «болевые точки» объекта, их причины и возможные способы «лечения». Методика диагностического исследования представляет собой систему предписаний и операций с указанием следующих процедур их применения: 1) конструирование должного состояния объекта; 2) описание реального состояния объекта; 3) определение рассогласования между должным и реальным состоянием объекта.

На этапе диагностики для получения информации социолог использует традиционные, количественные методы: анализ документов, наблюдение и опрос[97]. Однако техника их применения в консультировании государственной службы имеет свою специфику, нередко она носит ненавязчивый и даже агентурный характер. Дело в том, что административные учреждения в России до сих пор представляют собой полузакрытые организации бюрократического типа. Доступ к документам в них ограничен. Наблюдение чаще всего проводится инкогнито. На интервью чиновники идут неохотно.

Здесь важно получить хотя бы одного союзника, который мог бы порекомендовать двух-трёх знакомых, а те, в свою очередь, других знакомых. Личные контакты являются надёжным способом вхождения в административную среду. Отобрав возможных помощников и заручившись их согласием, можно вооружить их инструментами для анализа документов, проведения наблюдений и опросов.

С точки зрения трудозатрат и финансов самым экономичным является метод анализа документов. Он позволяет оперативно получить фактографическую информацию об администрации и её персонале, которая носит объективный характер.

К документам относят любые сведения, зафиксированные в тексте, плёнке, дискете и др. Обычно это официальные материалы: постановления, протоколы, инструкции, статистические сводки, архивы, деловая корреспонденция и т.п. В их числе выделяются личные документы — анкеты, объективки, характеристики.

Используя такую информацию, нельзя забывать ряд правил: 1) официальный личный документ, полученный из первичных источников, достовернее других; 2) различать описания событий и их оценку; 3) выявить намерения составителя документа; 4) знать метод получения первичных данных; 5) уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ.

Работая с документами, социологи применяют качественный и количественный способы анализа. К первому способу они обращаются, когда имеют дело с уникальным материалом, который требуется интерпретировать, ко второму — когда сведений достаточно много для их количественной обработки.

Разновидностью последнего способа являетсяконкент-анализ, т.е. перевод печатных и фонетических текстов в количественные показатели. Слово “контент” (содержание) имеет отношение к понятиям, символам, рисункам. Основные процедуры начинаются с выявления смысловых единиц, выражающих конкретные темы и факты. Они выделяются исходя из целей и задач анализа. Например, в ходе конкурсного отбора государственных служащих мы оценивали некоторые деловые качества посредством соотнесения смысловых единиц с их индикаторами в листках по учёту кадров. Единицей анализа были биографические данные, отражающие то или иное качество, а единицей счёта — частота их проявлений (табл.15, глава 18).

Контент-анализ привлекает тем, что социолог, разработав необходимые, классификаторы, может поручить подготовленным работникам администрации самостоятельно изучить документы и сообщить ему лишь выводы, а не “служебные секреты”. Вместе с тем этот метод имеет ограничения и потому в практике диагностики он дополняется другими методами.

Основой анализа повседневной работы администрации выступает метод наблюдения. Его преимущество заключается в прямой регистрации фактов. В зависимости от характера процесса наблюдения выделяются его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включённое и не включенное, полевое и лабораторное и т.д.

Особое значение имеет метод включённого (или соучаствующего) наблюдения. “Соучастие” социолога различается по степени погружения в административную среду: от простого сопереживания до активного вмешательства в ход событий. Для этого следует установить доверительные отношения с государственными служащими, понять их психологию, попытаться встать на их точку зрения.

Процедуры наблюдения можно сформулировать в следующих вопросах: Что наблюдать? Как наблюдать? Как регистрировать факты? Как их классифицировать? В этих целях разрабатывается специальный инструментарий: карточки, бланки наблюдений и т.п. Их надёжность проверяется упражнениями или пробными наблюдениями (см. приложение 1).

Достоинство данного метода также состоит в том, что его инструментами могут воспользоваться помощники социолога из числа работников администрации. Однако продолжением этого достоинства может стать недостаток, вызванный предвзятой оценкой, например, тенденцией к позитивности или к негативности.

Распространённым методом сбора диагностической информации является опрос. Различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы. В практике консультирования чаще всего используется интервью — непосредственная беседа социолога с респондентом (опрашиваемым). Беседы с работниками администрации побуждают их к саморефлексии, осознанию собственного опыта, стимулируют аналитическую деятельность, способствуют включению их в организационную ситуацию, формируют ощущение уверенности в целесообразности изменений.

Существует множество видов интервью: неформализованное, свободное или нарртативное интервью без строгой детализации вопросов, но по общей программе; полуформализованное интервью, в ходе которого используются заранее подготовленные вопросы, но не исключаются и дополнительные вопросы по теме; формализованное, структурированное интервью, предполагающее подробную разработку беседы, последовательность и конструкцию вопросов, в том числе “закрытых” с использованием специальных карточек.

Особое значение имеет диагностическое интервью, структура которого разработана А.И. Пригожиным[98]. Оно включает четыре блока вопросов. Вводная часть предназначена для знакомства социолога с собеседником. Здесь надо составить правильное представление о роли консультанта как помощника, призванного не только выявить, но и решить проблемы администрации. Важно вовлечь респондента в этот процесс, сделать его своим союзником, убедить, что вы ищите не недостатки, а ресурсы. Разумеется это возможно в условиях доверительного общения.

Затем социолог переходит к проблемному блоку вопросов, выясняет проблемы администрации в целом, того подразделения, где работает служащий, наконец, трудности, которые испытывает сам респондент. При этом надо прибегнуть к двух-, трёхразовой интерпретации высказанных трудностей: “Чем вызвана эта проблема? Что привело к такому положению?Что было сделано для решения этой проблемы?” В результате диалога могут возникнуть новые идеи.

Следующий блок вопросов позиционный анализ. Речь идёт о структуре персонала, их интересах и взглядах на организационные проблемы. В любой администрации имеются консерваторы и новаторы, старожилы и новички, сторонники разных стратегий и т.д. Выделение позиционных групп позволит определиться, кого включать потом в процесс выработки решения. Линии разделения выясняются посредством следующих вопросов: «Кто разделяет Вашу точку зрения? Между какими категориями работников обычно возникают разногласия?” и др.

Последний блок вопросов — социометрия. Это необходимо для выделения ключевых фигур администрации. В основном с ними придётся иметь дело социологу. Здесь можно использовать либо социометрические карточки 1), куда респондент записывает фамилии тех коллег по работе, которых он выбирает или не выбирает, либо задать вопросы: “Кого бы Вы выбрали напарником по. Кто из коллег советуется с Вами в трудной ситуации?” и т.п.

В процессе консультирования административных учреждений нередко возникают случаи, когда к проведению интервью лучше всего привлечь самих работников этого учреждения, например, службы персонала для изучения рынка кадровых услуг. В этой ситуации социологу необходимо подобрать интервьюеров, организовать тренинг, обеспечить их документами для полевой работы и соответствующими инструкциями (см. приложение 2).

Дата добавления: 2015-04-29 ; Просмотров: 3102 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Методы специальной диагностики

Диагностика >> методы специальной диагностики

Специальные методы диагностики (параклинические методы диагностики) обладают высоким диагностической ценностью и позволяют осуществлять комплексное обследование больного для более точного установления диагноза.
Дополнительные методы диагностики включают такие типы методов как:

1. Лабораторные исследования:
Общий и биохимический анализ крови -позволяет определить качественный и количественный состав крови (количество клеток крови и их свойства), а так же концентрацию в крови определенных веществ: электролитов, глюкозы, жиров, креатинина, мочевины, и др. Особым видом биохимического анализа крови являются печеночные пробы, при котором исследуется концентрация в крови ферментов печени (ALT, AST) и некоторых веществ которые метаболизируются в печени (билирубин).

По различным изменениям качественного и количественного состава крови можно судить о развитии в организме тех или иных патологических процессов. Например, снижение в крови уровня эритроцитов – это несомненный признак анемии, а по морфологическим признакам эритроцитов можно судить о какой конкретно анемии идет речь (снижение цветового показателя – железодефицитная анемия, гигантские эритроциты – анемия при дефиците витамина В12 или фолиевой кислоты). Повышение уровня лейкоцитов (нейтрофилов) в крови и СОЭ (скорости оседания эритроцитов) свидетельствует о воспалительном процессе, а повышение количества эозинофилов – об аллергическом процессе. Биохимические маркеры позволяют судить о функции внутренних органов и о состоянии обмена веществ в целом. Так например, повышение уровня глюкозы выше определенного уровня является прямым доказательством сахарного диабета. Повышение уровня креатинина и мочевины говорит о почечной недостаточности, а повышение уровня билирубина и ферментов печени указывает на поражение печени.

Доступность и высокая информативность этого метода исследования делает его незаменимым диагностическим инструментом.

Серологические исследования – определение антигенного состава крови и наличия в ней специфических антител. Данный тип исследования применяется в диагностике различных инфекционных и аллергических заболеваний. Порой, изменение антигенного состава крови является единственным признаком хронической инфекции (например неактивные формы вирусного гепатита В). В случае аутоиммунных заболеваний, (красная волчанка, склеродермия, ревматизм) в крови повышается уровень антител против собственных тканей организма. Серологические исследования характеризуются высокой точностью и специфичностью и, как правило, замыкают цепь исследования больного.

Общий анализ мочи – определение состава мочи является важным диагностическим методом в распознавании различных заболеваний как органов мочеполовой системы, так и других органов организма. Этот метод исследования не обладает большой специфичностью, однако в совокупности с другими методами исследования позволяет более полно судить о функционировании систем организма.

Общий анализ кала – определение состава кала является дополнительным методом исследования различных заболеваний пищеварительной системы, при которых нарушается переваривание пищи, при этом в каловых массах определяются частицы непереваренной пищи. Паразитологическое исследование каловых масс позволяет выявить присутствие в них яиц, живых паразитов или их фрагментов и тем самым способствует установлению точного диагноза той или иной паразитной инвазии.

Исследование гормонального статуса организма – позволяет определить концентрацию в крови и активность различных гормонов. Этот метод исследования обладает высокой специфичностью и помогает точно определить избыток или недостаток в организме того или иного гормона, тем самым указывая на ту или иную патологию эндокринной системы.

2. Методы получения изображения органов
Рентгенологическое исследование – получение изображения внутренних органов и частей тела на фоточувствительной пленке с использованием рентгеновского излучения. Благодаря своей доступности этот метод получил широкое распространение во всех сферах медицины. На рентгеновских снимках существует множество критериев по которым можно судить о изменениях внутренних органов. Для рентгенологического исследования доступны только плотные ткани, задерживающие рентгеновское излучение, поэтому наибольшее применение этот метод исследования получил в области травматологии. Для исследования внутренних органов применяют методы контрастирования (введение в полость органа вещества задерживающего рентгеновские лучи).

К недостаткам метода является его ограниченная информативность в ряде случаев и облучение которому пациент подвергается во время исследования.

Компьютерная томография – этот метод так же основан на использовании рентгеновского излучения и обладает тем же недостатком – во время проведения исследования больной подвергается облучению. Современные аппараты позволяют снизить дозу облучения до минимума. Осложнений после этой процедуры не наблюдается. В отличии от простого рентгенологического исследования, при компьютерной томографии получаемый массив данных обрабатывается на компьютере, который на основе цифровых данных генерирует изображение. Благодаря этому метод отличается большой чувствительностью и точностью. Компьютерную томографию применяют для диагностики морфологических изменений различных внутренних органов, определения опухолей, внутренних кровоизлияний и пр. Надежность этого метода колеблется от 90% (в случае поражения поджелудочной железы) до 100% (в случает диагностики опухолей и расстройств мозгового кровообращения).

Магнитно-резонансная томография. В основу этого метода лег феномен магнитно-ядерного резонанса (испускание атомами электромагнитных волн при возбуждении их сильным магнитным полем). В отличии от компьютерной томографии, при проведении магнитно-ядерной томографии пациент не подвергается облучению, что является явным преимуществом этого метода. В настоящее время, магнитно-ядерная томография является самым информативным методом диагностики морфологических изменений головного и спинного мозга. В случае заболеваний связанных с поражением легких или желчного пузыря, информативность этого метода ограничена.

Читать еще:  Гепатомегалия у ребенка причины симптомы диагностика лечение советы гематологов

Недостатком магнитно-ядерной томографии можно считать ее большую стоимость и большую длительность проведения процедуры.
Метод абсолютно безопасен для здоровья пациента.

Ультразвуковая диагностика. Этот метод основывается на феномене ультразвуковой эхолокации. С помощью специального прибора генерируется ультразвуковой луч, который направляется на исследуемый орган. Часть ультразвуковых волн проходит сквозь орган, а часть отражается и улавливается специальным детектором. Поступающая от детектора информация, перерабатывается компьютером в двух или трехмерное изображение, которое проецируется на экран. Ультразвуковая эхолокация является очень чувствительным методом и применяется в различных сферах медицины. В диагностике болезней внутренних органов ультразвуковое исследование применяют для определения места расположения внутренних органов, их размеров и структурных особенностей их отдельных частей (в том числе и патологических измененных), наличия различных патологических образований таких как: опухоли или метастазы, камни, паразиты и др. Ультразвуковое исследование является решающим в диагностике таких болезней как мочекаменная болезнь, пороки сердца (врожденные и приобретенные). Этот метод широко применяется в акушерстве и гинекологии для диагностики беременности, пренатальной диагностики болезней плода и для определения различных заболеваний матки и ее придатков (миома матки, рак матки, кисты яичников и пр.)

Одним из направлений ультразвуковой эхолокации является доплерография – метод который позволяет определить качественные и количественные характеристики циркуляции крови в кровеносных сосудах и сердце. Этот метод диагностики используют при таких патологиях как пороки сердца, атеросклероз, варикозное расширение вен нижних конечностей и др.

Благодаря своей точности, доступности и безопасности ультразвуковая эхолокация находит все большее применение в медицине

Эндоскопические методы диагностики. Применение эндоскопии в медицине стало возможным после изобретения оптических волокон. На данный момент этот метод широко используется не только в диагностике, но и в лечении некоторых заболеваний внутренних органов.

Одним из наиболее ярких примеров применения эндоскопии является гатстродуоденоскопия (осмотр внутренней поверхности желудка и двенадцатиперстной кишик) с помощью которой выявляются такие патологии как гастрит, эрозии слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки, а так же наличие язв, прободений, стенозов, кровотечений. В настоящее время все большим успехом пользуются эндоскопические хирургические вмешательства как с целью диагностики, так и в лечебных целях.

Стоит отметить что эндоскопические методы лечения и диагностики относятся к малоинвазивным (малотравматичным) и, как правило, переносятся больными гораздо легче чем классические лапаротомии и пр. Диагностическая точность эндоскопических методов близка к 100% благодаря прямой визуализации патологического образования и возможности забора биологического материала для дальнейшего исследования (биопсия).

  • Зубарев А. В. Методы медицинской визуализации-УЗИ,КТ,МРТ, М. : ВИДАР, 1995
  • Холин, А.В. Магнитная резонансная томография позвоночника и спинного мозга, Спб., 1995
  • Воробьев П.А Лабораторная и инструментальная диагностика, М. : Ньюдиамед-АО, 1997

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Методические аспекты. Методы диагностики в процессе реабилитации. Диагностические методы

Предваряя описание диагностических методов, которые могут быть использованы в практике медицинской реабилитологии, нужно сказать, что нами дано самое общее представление о наиболее часто применяемых и известных методах. Акцент сделан на методах неинвазивных и технически необременительных как для пациента, так и для исследователя. Кроме того, в большей степени представлены методы универсальные, когда один и тот же метод может быть использован для оценки функции разных систем.

Правда, некоторые из них дают интегральные характеристики, включающие в себя несколько функциональных параметров, что крайне затрудняет их расшифровку, но именно эти методы могут быть многократно использованы в донозологической диагностике, а их дальнейшее техническое развитие позволит существенно уменьшить этот недостаток.

1. Функциональная (биомеханическая) антропометрия. Совокупность методических приемов, основанная на измерении тела и его функциональных частей (развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, пигмента ция, волосяной покров кожи), называется антропометрией. Она позволяет определить тип и пропорции тела, объем его отдельных частей в покое или при их функциональном использовании.

Осуществляется она с помощью специальных инструментов (ростомер, антропометр, циркули) и приборов. Например, с помощью метода оптического исследования поверхности спины определяют углы наклона таза, плечевого пояса, поворота позвоночного столба, раскрытия кифоза, лордоза, объемные асимметрии, что позволяет выявить деформацию позвоночника. Антропометрия широко используется в оценке функциональных параметров систем движения, дыхания, репродукции, профессиональной пригодности и т. д. Она позволяет выявить конституциональные особенности человека (определение конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания) и антропометрические маркеры (признаки) риска развития того или иного заболевания.

2. Электропунктура биофизически активных точек (БАТ). Электропунктура — оценка электрического состояния (электропотенциал, активное и пассивное сопротивление) БАТ и их пространственной совокупности (энергетические меридианы тела). Последние, по мнению некоторых авторов, можно, с определенным допущением, отождествить с теми или иными функциональными системами. Каждая из них имеет свой набор БАТ. Это один из наиболее интегративных методов оценки функционального состояния человека в покое, при физической и фармакологической нагрузке.

Имеются два вида электропунктуры: аурику-лопунктура — БАТ ушной раковины, корпоропунктура — БАТ туловища и конечностей (метод Фолля). Изменение электрических параметров определенных точек, связанных с той или иной функциональной системой или с тем или иным внутренним органом, может указывать на изменение или нарушение его функции (например, рост электросопротивления указывает на гипофункцию, а его снижение — на гиперфункцию).

3. Корпоральная электрография. К вышеописанному методу вплотную примыкают электрофизиологические методы исследования электрического биопотенциала кожи, позволяющие определять функциональную активность подлежащих органов (например, электрогастрография — метод исследования электрических моторных потенциалов желудка). Эти методы довольно подробно разработаны, а исследования электрического состояния других внутренних органов (печени, поджелудочной, щитовидной желез, почек, надпочечников и др.) пока не получили широкого распространения ввиду трудности интерпретации получаемых результатов.

4. Кожно-гальваническая реакция (КГР). Одной из разновидностей электродермальных реакций, обусловленных местным обменом веществ, потоотделением, реакцией сосудов, гидрофильностью кожи, является кожногальванический рефлекс (КГР), представляющий собой регистрацию увеличения проведения электрического тока по поверхности кожи вследствие последовательно выводимой порции пота (солевого ионизированного раствора из протока потовой железы). КГР имеет определенную диагностическую ценность, так как его численные значения в рефлексогенных зонах Захарьина-Геда являются важным показателем, характеризующим особенности патологического процесса во внутренних органах.

Импульсы от пораженного внутреннего органа, поступающие по афферентным путям в соответствующие сегменты спинного мозга, могут вызвать перевозбуждение клеток в передних и боковых рогах спинного мозга, которые дают начало эффекторным потовым симпатическим волокнам. Так возникает висцерально-соматический рефлекс, который может проявляться усилением потоотделения, напряжением мышц и изменением сосудистой иннервации в пределах данного сегмента. КГР традиционно используют для исследования системных вегетативных реакций и общего эмоционального компонента (без учета зон Захарьина-Геда).

5. Реография. Один из способов исследования функциональной активности внутренних органов. Функция любой ткани, органа напрямую зависит от ее обеспечения кровью, следовательно, по кровенаполнению сосудов внутренних органов можно косвенно судить о деятельности органа в целом. Реография регистрирует изменения импедансного (омического и емкостного) сопротивления переменному току тканей органа, связанных с изменением их кровенаполнения, обусловленным ударным объемом сердца и внутриорганным сосудистым тонусом. Она позволяет определить величины ударного и минутного объемов кровообращения, артериального кровенаполнения, состояния тонуса артериальных сосудов, венозного оттока, колллатерального кровообращения, микроциркуляции в органе.

Можно исследовать как целые сосудистые бассейны и области (реовазография конечностей), так и отдельные органы или его части (реогепатография, реорено-графия, реоэнцефалография, реокардиография, реопульмография и др.). С помощью системной реографии можно также оценить показатели системного кровообращения: артериальное давление, минутный объем кровотока, ударный объем, систолический индекс, периферическое сопротивление сосудов (тетраполярная грудная реография по Кубичеку).

Графически реографический комплекс напоминает обычную сфигмограмму. В нем выделяют три волны (зубца): систолический, диастолический и инцизуру. Анализируют амплитуду волн, временные показатели (время пульсовой волны, период быстрого наполнения, период медленного наполнения), скоростные показатели (скорость быстрого и медленного наполнения, ускорение), относительные и сравнительные показатели.

Амплитуда систолической волны отражает уровень кровенаполнения и тонус сосудов в исследуемой ткани (нарастание амплитуды свидетельствует о снижении тонуса).

Величина инцизуры характеризует ригидность сосудистой стенки (инцизура глубокая при низком тонусе).

Амплитуда диастолической волны дает представление о тонусе мелких сосудов и артериол, а также косвенно о состоянии венозного оттока.
Время периода быстрого наполнения позволяет судить о тонусе крупных артерий и объеме крови, поступившей в орган (чем выше тонус, тем больше время наполнения).

Время периода медленного наполнения представляет тонус средних и мелких артерий (чем выше тонус, тем больше время наполнения).

Скоростные значения характеризуют реактивность сосудистого русла органа и имеют, так же как и относительные показатели, вспомогательное значение.

Реография исследуемого органа и всей сердечно-сосудистой системы проводится как в относительном покое, так и при различных функциональных нагрузках. В качестве функциональных проб могут использоваться фармакологические препараты (нитроглицерин — при реовазографии конечностей, индерал, анаприлин — при реокардиографии, атропин — при реопульмографии).

6. Иридодиагностика. Визуальное исследование радужной оболочки глаза с помощью специальных оптических систем используется довольно давно для оценки органной морфологии. Радужка — мышечный сфинктер, состоящий из продольно и циркулярно расположенных мышечных волокон, сокращение которых меняет просвет зрачка. Локальное изменение на участке радужки может указывать на какие-либо нарушения в сопряженном с этим участком внутреннем органе. Оценивается однородность, равенство, цвет, плотность волокон и пигментных слоев, наличие пигментных пятен на радужной оболочке обоих глаз. Поиск знаков осуществляется по зонам и проекционным (органным) секторам. Наличие их в том или ином проекционном секторе может свидетельствовать о патологии в соответствующем проекции органе. Метод для определения органной морфологической патологии используется как вспомогательный, но как метод функциональной диагностики он стал применяться лишь несколько лет назад при появлении динамической компьютерной обработки изображения, поэтому диагностические параметры его разработаны недостаточно.

7. Термография. Регистрация температурного рельефа поверхности тела по его инфракрасному излучению позволяет косвенно судить о морфологии и состоянии функций подлежащих внутренних органов. Термопрофиль кожи — во многом интегральная характеристика, являющаяся результатом векторного сложения иногда разнонаправленных процессов (метамерные сосудистые реакции, потоотделение и т. д.), поэтому как диагностическая система разработана недостаточно и в основном применяется для качественной статической оценки и поиска зон воспаления в подлежащих внутренних органах. В последнее время термография находит применение и в динамическом варианте с использованием функциональных нагрузочных проб. Используется как вспомогательный и предварительный метод.

8. Функциональная рентгенологическая и ультразвуковая диагностика. Рентгенологическое исследование функциональной активности органов и систем основано на наблюдении за их функциональной (моторной) деятельностью в реальном масштабе времени с использованием рентгенконтрастных веществ (например, стимуляция желудка и кишечника прозерином, а желчного пузыря — холицистокинином, угнетение моторики желудка и кишечника атропином и т. д.). С помощью рентгеноскопии и компьютерной томографии исследуются функции легких, желудка, кишечника, печени и других органов. Применяется рентгенконтрастирование сосудов сердца, почек, печени, рентгенцистография (исследование функции мочевого пузыря), рентгенэнтерография (исследование моторной функции желудка и кишечника). Кроме того, широко распространено исследование скорости прохождения через функциональную систему органа рентгенконтрастного вещества (экскреторная урография почек).

В последние годы как функциональная методика, позволяющая оценить функцию целого органа или его части, широко стала использоваться ультразвуковая диагностика. Она имеет ряд бесспорных преимуществ перед рентгенологической. Совмещение ультразвуковой эхолокации и нагрузочных функциональных проб позволяет получить дополнительную информацию при исследовании сердца. Так, например, эхокардиография помогает выявить зоны гипокинезии и ишемии в миокарде, УЗИ желчного пузыря с фармакологическими препаратами — оценить его моторную функцию, а допплеровское картирование позволяет характеризовать функцию сосудов и кровенаполнение ткани органа.

9. Функциональная радиоизотопная диагностика. Радиоизотопная диагностика основана на измерении накопления и выведения из внутреннего органа радиоизотопного препарата. Накопление препарата в тканях исследуемого органа (скеннирование печени, почек, щитовидной железы и др.) позволяет определить степень его функциональной активности, а также напряженность метаболических процессов не только всего органа, но и отдельных его частей (интенсивность накопления и топографическое распределение препарата). Исследование динамики выведения препарата позволяет дать объективную картину активности основных функциональных звеньев системы, путей метаболизма пищеварения, кроветворения, выведения (сосудистое русло, всасывание, фильтрация, экскреция, секреция). Кроме того, радиоизотопные методы широко используются для оценки биологических проб (моча, кровь, цереброспинальная жидкость, кал), а также для определения в них гормонов, БАВ, ферментов, антител и лекарственных препаратов.

10. Физиогномика и характеристики ЭМП тела человека. Ряд перспективных и неинвазивных методов, которые могли бы быть использованы в медицине, в частности в функциональной диагностике, еще проходят стадию испытаний. Пока их диагностическая ценность спорна, но врач-реабитолог может использовать их в качестве подсказки или указания на наличие скрытых либо начальных форм некоторых заболеваний.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector