0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи по разделам

Структура научной статьи (примеры PDF)

Краткое содержание статьи (нажмите пункт для быстрого перехода):

Почему важна структура научной статьи?

Написание научной статьи требует не мало времени для начинающего исследователя, а структура научной статьи часто упускается как этап написания. При формировании материала зачастую забывается, что он должен быть четко структурирован, разделен на разделы, а соответственно, издатели неохотно принимают не структурированные статьи к публикации, хотя сам по себе научный материал может быть уникальным, иметь определённую научную значимость. Не каждый исследователь при написании статьи вспомнит о правилах и требованиях к ним. Мы сделали небольшую подборку примеров структуры научной статьи у различных издателей, вузов, а также Минобрнауки.

Структурирование материала поможет в первую очередь начинающему исследователю построить правильно и логически цепочку от цели к результату, а также сопоставить полученные результаты, методы и цели в своем научном исследовании.

Таким образом, структурирование научной статьи:

  • помогает выстроить логическую цепочку от цели к результату;
  • составить краткий план исследования;
  • изложить логически результаты исследования;
  • сопоставить соответствие темы и исследуемых проблем;
  • сложные задачи становятся проще, если их структурировать.

Структура научной статьи по типу IMRAD

IMRAD стал «стандартом» в оформлении научных статей, когда в 1972 году и затем в 1979 году Американский национальный институт стандартов опубликовал стандарт ANSI Z39.16-1972 (Preparation of Scientific Papers for Written or Oral Presentation). Сама по себе структура IMRAD достаточно простая, однако необходимо приложить достаточное количество усилий, чтобы верно истолковать замысел автора и не оставить в статье кратких и необоснованных выводов.

I ntroduction (Введение)
Почему проведено исследование? Что было исследовано, или цель исследования, какие гипотезы проверены?
M ethods (Методы)Когда, где и как были проведены исследования? Какие материалы были использованы или кто был включен в выборку?
R esults (Результаты)Какой ответ был найден. Верно ли была протестирована гипотеза?
A cknowledgements and D iscussion (Обсуждение)Что подразумевает ответ и почему это имеет значение? Как это вписывается в то, что нашли другие исследователи? Каковы перспективы для будущих исследований?

Структура научной статьи для журнала Scopus

Шаблон содержит в себе не только структуру статьи для журнала, индексируемого Scopus, но и примерный стиль оформления.

Структура научной статьи в рекомендациях по подготовке и оформлению статей в научных журналах (Минобрнауки России)

Структура научной статьи в рекомендациях, выпущенных под эгидой Минобрнауки, включает в себя следующие пункты:

  • Введение (Introduction)
    Включает: актуальность темы исследования, обзор литературы по теме исследования, постановку проблемы исследования, формулирование цели и задач исследования.
  • Методы (Materials and Methods)
    • Детально описывают методы и схему экспериментов/наблюдений, позволяющие воспроизвести их результаты, пользуясь только текстом статьи;
    • Описывают материалы, приборы, оборудование и другие условия проведения экспериментов/наблюдений.
  • Результаты (Results)
    Представляют фактические результаты исследования (текст, таблицы, графики, диаграммы, уравнения, фотографии, рисунки).
  • Обсуждение (Discussion)
    Содержит интерпретацию полученных результатов исследования, включая:

    • соответствие полученных результатов гипотезе исследования;
    • ограничения исследования и обобщения его результатов;
    • предложения по практическому применению;
    • предложения по направлению будущих исследований.
  • Заключение (Conclusion)
    Содержит краткие итоги разделов статьи без повторения формулировок, приведенных в них.

Как видно, данный тип структуры не сильно отличается от предыдущего, добавлена лишь одна часть — заключение.

Структура и правила оформления научной статьи для научного журнала «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Показан пример оформления научной статьи, частично затронуты основные вопросы, которые должны быть озвучены в статье.

В этом примере используется упрощенная схема, предложенная Минобрнауки. Разделы называются по другому, но суть остается та же. Также приведен краткий пример конкретного исследования, что, по нашему мнению, поможет автору сориентировать в своей отрасли наук.

Документ представлен в формате PDF на 7 страницах.

Клише для написания научных работ (Гродненский государственный медицинский университет, Беларусь)

Мы уверены, что Вам понравятся эти клише.

Если вы плохо знаете русский язык, либо слова не связываются в предложения, либо Вы еще не привыкли к научному стилю. Данное руководство вам в помощь.

В нем предложены типовые начала фраз, которые разбиты по структуре статьи. Отличный помощник для тех, кто не в теме.

Документ представлен в формате PDF на 3 страницах.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы представляемой на научно–практическую конференцию РоботоБУМ

Представлена структура научной работы, а также структура отзыва научного руководителя. Подробно расписано, что должно быть озвучено в каждом пункте работы.

Документ представлен в формате PDF на 3 страницах.

Структура научной статьи в Руководстве для авторов по подготовке статьи в зарубежный сборник Matec Web of Conferences

Представлена структура научной статьи и требования к каждому пункту. Статьи представляются в сборник конференции, который включается в Scopus. Все требования базируются на методологии IMRAD. Однако, есть полезные дополнения.

Документ представлен в формате PDF на 4 страницах.

Методические материалы для написания научной статьи (Пенза, 2016), в т.ч. структура научной статьи

Выходные данные: Методические материалы для написания научной статьи: методические указания / Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова. – Пенза, 2016.

Структура научной статьи определяется исходя из алгоритма написания научной статьи. Подробно описываются методы написания каждой части научной статьи, в том числе выбор темы и название статьи, аннотация, введение, основная часть, методология, результаты, заключение и выводы, список литературы, правила цитирования, терминология, использование ГОСТов и др.

В работе также представлены критерии написания научной статьи, особенности стилистика, особенности рецензирования, освещена проблема соавторства.

Документ представлен в формате PDF на 60 страницах.

Научная статья: структура и оформление. Методическое пособие (Екатеринбург, 2018)

Выходные данные: Научная статья: структура и оформление [Электронный ресурс]: метод. пособие / Н. В. Барковская, О. Ю. Багдасарян ; Урал. гос.пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Показана довольно обычная типовая структура научной статьи, предложены некоторые методы для формирования структуры. Авторы считают, что структурирование или план — довольно важный аспект для написания статьи в 8-10 страниц за довольно короткий срок.

Работа довольно полная с точки зрения описательной части, дает возможность начинающему автору проработать над своей статьей, проработать академический жанр письма. Стоит отметить, что работа написана авторами филологами, а соответственно, некоторые аспекты технической научной работы могут быть не освещены.

Документ представлен в формате PDF на 45 страницах.

Комментарии:

Не очень понимаю, зачем структурировать то, что не возможно структурировать? Всегда на конференцию отправляю 3 страницы, подзаголовки займут больше места, чем текст с рисунками. Почти во все журналы хорошо принимают не структурированные статьи.

Печатаетесь во всякой фигне, как бы научных журналах. Там и правда достаточно 3 страниц и 20 источников на дружественные статьи и журналы.

Благодарю за информацию, очень полезно

Все основано на имрад, остальное — лишь отголоски. Добавят или разбавят пару разделов и все. Плохо, что большинство авторов не поддерживают структуру, многие вообще не понимают зачем.

При структурировании статьи некоторые авторы хотя бы замечают, что их статьи не по теме. До большинства же вообще не заходят дальше придумывания заголовка. Причём, заголовок может быть вообще чудной, к примеру: «Парадоксы занятости», во всей статье бо(шьём 6и слова о парадоксах … печально…

Каким с точки зрения SEO должен быть раздел статей на сайте интернет-магазина для эффективной контент-стратегии?

Екатерина Киясова — SEO специалист AdIndex.ua рассказывает как интернет-магазину создать эффективный блог и улучшить SEO-карму 🙂

Сразу хотим условиться, что в статье речь пойдет о том самом разделе интернет-магазина, который еще называют: Блог, “Статьи”, информационный, статейный или информационно-статейный раздел.

Данная статья посвящена разделу сайта, который наполняется полезными для пользователей статьями, обзорами, советами по выбору, эксплуатации и прочим нужным контентом, без которого сегодня интернет-магазин уже сложно представить.

Итак, блог интернет-магазина: руководство по реализации эффективного статейного раздела.

Создание и ведение статейного раздела на сайте запускается как часть стратегии контент-маркетинга. Причин, почему стоит задействовать статейный раздел, несколько – это и охват низкочастотных, информационных запросов, по которым в выдаче не показываются основные коммерческие посадочные страницы сайта, и улучшение позиций интернет-магазина в поисковой выдаче, также за счет непрерывного обновления контента повышается доверие со стороны поисковых систем и т.д.

Но в качестве конечных целей выделим три основные, достижение которых обеспечивает развитие раздела Блог на сайте интернет-магазина:

  • Рост трафика — привлечение дополнительной целевой аудитории на сайт;
  • Улучшение ранжирования сайта в поисковой выдаче за счет непрерывного обновления сайта уникальным, интересным, качественным контентом;
  • Экспертное позиционирование — формирование статуса лидера в своей нише.

Важно отметить, что блог это не просто отдельно существующий своей обособленной жизнью раздел на сайте, ссылка на главную страницу которого размещена где-то с краю в меню, footer’е или header’е. Этого будет недостаточно, чтобы статейный раздел приносил пользу интернет-магазину.

Блог и основная коммерческая часть на сайте – единый организм. Статьи блога должны дополнять, оживлять, делать более человеколюбивой коммерческую страницу сайта.

Рассмотрим на примере фрагмента из жизни двух таких похожих, но таких разных товарных страниц одного интернет-магазина.

Контент страницы обычного товарного раздела интернет-магазина содержит конечно же листинг с товарами, короткие описания к ним, сочные картинки, цены, функционалы фильтрации и сортировки, ну может еще небольшой текст. Пользователю, посетившему интернет-магазин, такая страница говорит: «КУПИ! КУПИ! Некогда объяснять! Скорее фильтруй, сортируй, выбирай, нажми купить!»

А аналогичная страница, но которая дружит с блогом, скажет: «Привет, выбираешь стиральную машину? Понимаю, сложный выбор, товаров то много, разные функции, модификации…Слушай, может почитаешь мои полезные статьи? У меня для тебя есть и советы, и видео обзоры, и сравнения разных производителей. Буду рад, если они помогут тебе определиться с выбором и найти идеальную для тебя машинку ☺»

Вот в этом и есть ключевая разница между эффективным блогом и блогом ради блога.

Для наглядности схематично 2-е эти страницы выглядят приблизительно так…

То есть, блог призван помочь осуществиться продаже, помочь пользователям выбрать, получить ценный совет о товаре. Его полезные статьи обязательно должны быть на страницах сайта там, где они нужны пользователю; там, где посетитель может нуждаться в ответах на возникшие у него при выборе вопросы и сомнения.

У этой истории жизни Блога, помимо визуальной и контентой части, есть и другая сторона – техническая, этап зарождения. Ведь для того, чтобы размещаемый на сайте полезный контент «заработал», непосредственно сама внутренняя организация блога должна этому способствовать.

Как построить такой блог, который бы приносил максимально выгоды: чтобы и покупателям был полезен и в продажах интернет-магазина участвовал?

Читать еще:  Стеатогепатит минимальной степени активности

Раскроем внутреннюю кухню, покажем, как устроен и функционирует эффективный блог изнутри и детально расскажем, что необходимо предусмотреть на этапе технической реализации статейного раздела на сайте.

  • Структура блога
  • Навигация/вывод и закрепление статей
  • Техническая оптимизация
  • Перелинковка
  • Дополнительные функционалы

Сразу хотим оговорить, что ниже приведенная система создания и оптимизации Блога затрагивает админ. панель сайта – описана логика по внедрению механизмов для настройки вывода и закрепления статей в админку, решение о реализации которых принимается в зависимости от уровня проекта и наличия ресурсов, необходимых для выполнения данных задач.

  • Строение Блога

Самая важная часть статейного раздела, как и всего сайта в целом, часто называемая фундаментом – это структура.

Да, Блог тоже должен иметь структуру, при чем повторяющую структуру основной коммерческой часть сайта. Это означает, что, если к примеру интернет-магазин бытовой техники содержит товарные категории «крупная бытовая техника», «встраиваемая бытовая техника» и «мелкая бытовая техника для дома», с соответствующими им подкатегориями, то и блог должен иметь аналогичные, но уже статейные категории и подкатегории.

Такая структура нужна для того, чтобы на коммерческих страницах категорий и подкатегорий обеспечить настройку вывода блока с соответствующими тематике страниц статьями.

То есть, на товарной странице категории «стиральные машины» необходимо обеспечить вывод блока со статьями по теме «стиральные машины».

Если просто, то схематично структура блога выглядит так:

Статьи по разделам

Фестиваль лаванды и розы Крыма (видеосюжет)

День поля-2019 в Республике Крым (видеосюжет)

Сотрудники Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма улучшают элитные сорта зерновых культур. Планируется, что они помогут снизить потери урожая в засушливый период на 25 процентов (видеосюжет)

На полуострове пробуют выращивать хлопок и увеличат производство семян сахарной свёклы. Сотрудники НИИСХ Крыма наблюдают, какие засухоустойчивые культуры лучше всего приживаются в условиях местного климата (видеосюжет)

Визит Президента РАН в Крым (видеосюжет)

ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рекомендации к методологии написания некоторых видов статей
(по разделам и компонентам статьи)

Исследовательская статья

Реферат статьи . Каждый исследователь при поиске литературных данных часто сталкивался с тем, что в открытом доступе есть только реферат/аннотация статьи. Цель реферата – кратко рассказать, что в самой статье. На основании реферата делается вывод о том, необходима ли данная статья в дальнейшей работе; также реферат характеризует качество статьи. Чтобы цель реферата была достигнута, необходимо придерживаться некоторых правил его написания.

Компоненты реферата:

  1. Актуальность исследований. Одна фраза, доказывающая, что Ваши исследования необходимы.
  2. Цель исследований. Точно и четко сформулировать цель исследований. Если цель большая, то затем желательно выделить задачи исследования. Это удобно для структурирования статьи.
  3. Методы и методики. Кратко привести годы, места, объекты исследований, а также методы, используемые в работе. Если это необходимо, можно подробно описать методику.
  4. Основные результаты. Наиболее необходимые и емкие результаты работы. При описании результатов избегайте общих фраз. Обязательно указывайте, что и на сколько увеличилось в цифрах.

(Например: Объем продукции увеличился в этом году, по сравнению с прошлым, в два раза . Объем продукции в 2017 году увеличился в 2 раза (на 2.46 тонны, по сравнению с 2016). Также и при указании % необходимо приводить цифровые данные: увеличился на 5 тонн (3 %).

  1. Выводы. Должны кратко повторять выводы статьи.

В реферате не допускается цитирование литературных источников и общие фразы. Сам реферат должен быть не более 250 слов.

Ключевые слова : термины, по которым можно найти статью в БД. При упоминании сельскохозяйственных культур и иных биологических объектов сначала приводится их латинское название курсивом: Adonis vernalis L.

Введение.

Необходимая часть, которая показывает проработку литературных источников, на основании которых и делается вывод об актуальности и необходимости проведения исследований.

Обычно введение оканчивается постановкой цели (и задач). Изредка авторы используют рабочую гипотезу.

Материалы и методы исследований

Компоненты раздела

  1. Годы и места проведения работы.
  2. Объекты и предмет исследования. Для полевых исследований указать почвенно-климатические и погодные условия.
  3. Методы и методики (обязательно сделать ссылку на литературы)
  4. Если необходимо, внесите ограничение исследования, так как не всегда возможно исследование провести полностью и обязательно что-то нужно доделать.

Результаты и их обсуждение

В данном разделе необходимо привести полученные данные, статистическую обработку. Обсуждение включает анализ и сопоставление данных, возможные гипотезы и предварительные выводы. По объему он не должен быть меньше предыдущего раздела.

Выводы

Четко и сжато привести основные выводы работы, подтвержденные цифровыми данными. Результаты работы должны полностью отображаться в выводах. Избегайте общих фраз.

Также сюда можно включить вклад авторов в развитие науки.

Литература

Литературные источники должны выбираться автором с учетом целей и задач работы, содержать современный материал по данной тематике (если таковой имеется). В зависимости от тематики работы, литература должна освещать работы как отечественных, так и зарубежных ученых. В списке литературных источников необходимо привести несколько ссылок на статьи из журнала.

Объем статьи – до 15–20 страниц.

Обзорная статья

Идея обзорной статьи – дать характеристику развития какой-либо отрасли науки. Написание обзора довольно трудоемко и включает некоторые аспекты, которых нет в исследовательской статье. Обычно применяется для теоретических или (изредка) практических исследований. Может включать в себя элементы авторского практического исследования.

  • очень четко выбрать предметное поле, его область и тематику;
    решить, по каким принципам отбирается литература;
  • знать, насколько давно был сделан прошлый обзор и насколько он соответствует сегодняшним целям и задачам данной отрасли;
  • ответить на вопрос – почему было принято решение сделать обзор?

В зависимости от поставленной цели, структуру обзора можно менять. Она может быть аналогична структуре исследовательской статьи, или же некоторые части из нее можно убрать (например, материалы и методы), или поменять структуру самого раздела. Может иметь тематические подразделы.

Обзорная статья имеет больший объем, чем исследовательская (от 20 страниц) и большее количество литературных источников (от 40).

Овчаренко Н.С., н.с. информационно-аналитической лаборатории

Компиляция материалов вебинара: «Типы статей научного журнала:
исследовательская и теоретическая статьи, обзор»
(Автор вебинара: Раицкая Л.К., д.пед.н., к.э.н., профессор, советник ректора МГИМО)

11 простых правил написания научных обзоров

  • 38488
  • 33,7
  • 6
  • 17

Обзорная статья — это верхушка айсберга накопленных знаний.

Автор
Редакторы

Написание научных обзоров — отдельная ветвь писательского мастерства, требующая от автора не только глубокого проникновения в научную проблему, но и способности быстро искать и анализировать информацию, проводить критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны, а также излагать сложные и объемные темы сравнительно простым языком. Удачные обзоры ждет перерождение в виде книг и учебников, а слабые или просто плохо написанные работы никто не прочтет и не процитирует. Приведем несколько правил, которые помогут вашему произведению найти своего читателя.

В какой бы отрасли науки вы не работали, рано или поздно вам придется столкнуться с написанием обзора научной литературы. Потребность в этой работе объясняется постоянно растущим количеством новых научных разработок и исследований. Учитывая скорость и объемы появления новых данных, ученые просто физически не могут изучить каждую новую статью по своей и смежным областям. Поэтому редакции научных журналов регулярно предлагают ведущим ученым «скомпилировать» последние научные достижения в своей области в виде обзора. И, несмотря на то, что признание обычно приносят экспериментальные публикации, обзоры литературы являются своеобразным знаком престижа, и поэтому большинство ученых относится к написанию обзоров очень серьезно.

Кроме знаний и трудолюбия, для написания обзора требуются значительный опыт. Первые два качества находятся целиком на вашей совести, а для получения опыта потребуются практика, ну и также 10+1 совет этой статьи, синтезированные из опыта ведущих ученых.

Правило № 1: Четко определите тему обзора и его аудиторию

Как выбрать удачную тему для написания обзора? Ведь в любой области существует немыслимое количество интересных проблем, которыми можно заняться. Вот несколько советов по выбору темы:

  1. Тема должна быть интересна лично вам. В идеале, вы должны сразу вспомнить десяток последних публикаций, которые было бы уместно критически разобрать.
  2. Тема должна быть актуальной, лучше всего — «горячей». Это заведомо обеспечит вас большим количеством материала, а ваш обзор получит внимание широкого круга читателей.
  3. Обзор должен рассматривать четко обозначенные проблемы. Нет смысла разбирать ту или иную область «вообще» — на это не хватит ни бумаги, ни сил.
  4. Определите свою целевую аудиторию. Специалисты какой области читают тот журнал, куда вы собираетесь написать обзор? Будет ли тема интересна не только биологам, но и химикам, математикам, преподавателям? Зная уровень вашего читателя, вам легко будет определить уровень подробности рассмотрения того или иного вопроса.

Правило № 2: Поиск литературы

Вероятность, что вы напишете хороший обзор, возрастает, если вам уже доводилось это делать (пусть даже и по другой теме). В этом случае вы можете использовать предыдущую публикацию как основу, на которую можно нанизывать новые данные. Вот несколько советов по поиску информации:

  1. Не ограничивайтесь одним поисковиком научной литературы: это позволит не пропустить ни одной по-настоящему стоящей публикации для обозревания. Около 99% всего научного поиска осуществляется через эти системы: DBLP, Google Scholar, ISI Proceedings, JSTOR Search, Medline, Scopus, Web of Science.
  2. Храните все статьи в одной папке. Быстро найти нужный источник помогут программы-органайзеры (Endnote, Mendeley). Всегда дублируйте информацию на нескольких независимых носителях.
  3. Заранее определите критерии для подходящих статей (например, импакт-факторы журналов, комбинации ключевых слов и т.п.). Эти критерии должны позволить вам быстро отбирать только то, что потенциально может использоваться для обзора.
  4. Просмотрите не только все экспериментальные статьи по данной теме, но и предыдущие обзоры — это позволит вам не тратить время на описание уже описанного, а также даст пищу для размышлений. Желательно на подобные обзоры ссылаться, делая акцент на появившиеся новые данные.
  5. Обращайте внимание на то, кто и где цитировал последние обзоры. Посмотрите, как их новые данные дополняют или опровергают опубликованное ранее.

Правило № 3: Пометки на полях

Если вы только начали писать обзор и отобранные статьи читаете впервые, то совершенно необходимо запоминать новую информацию, впечатления от прочитанного, новые мысли и ассоциации. Желательно сразу же все это записывать — так будет потом проще связать новые мысли с имеющимися результатами, вашими личными идеями и т.п. Писать можно прямо на полях или приклеивать стикноуты (если вы используете распечатки статей), или делать записи прямо на компьютере или планшете: почти все современные программы-каталогизаторы электронной библиотеки позволяют оставлять заметки. Дословно выписывайте цитаты, на которые планируете сослаться в обзоре. При написании черновика постарайтесь перефразировать эти цитаты своими словами.

Читать еще:  Состав но шпы

Очень важно быть аккуратным и выписывать ссылки уже на этом этапе, чтобы избежать последующих метаний в попытке вспомнить, кому принадлежали те или иные данные. Таким образом, за время, пока вы прочитаете отобранную литературу, сам собой появится черновик обзора. Конечно же, этот черновик придется еще не раз и не два переписывать, реструктурировать и перефразировать для того, чтобы получить законченный текст с внятной логикой и отточенными аргументами. Пусть вас это не пугает. Просто начните делать заметки, пусть даже без какой-либо системы, — по мере продвижения у вас постепенно вырисуется план обзора, и чем дальше, тем яснее и четче он будет.

Правило № 4: Определите тип обзора

Если во время чтения литературы вы все время делали заметки, то по окончании этого процесса вы будете уже представлять приблизительный объем будущего обзора. Это, возможно, наиболее подходящее время для того, чтобы решить, куда двигаться. Существует две разновидности обзорного жанра — мини- и полноразмерный обзор. Некоторые журналы сейчас предпочитают публиковать короткие обзоры, сфокусированные на публикациях последних лет, с ограничением числа слов и цитат. Мини-обзор не означает неполноценности, — скорее наоборот, это лаконичная и емкая статья, концентрат современных представлений, привлекающий внимание занятых читателей своим малым объемом. Чтобы написать грамотный мини-обзор, вы должны поистине мастерски владеть пером. Недостатком мини-обзоров является то, что иногда некоторые проблемы подаются в упрощенном виде из-за ограничения объема.

Полноразмерный обзор имеет несомненные преимущества: вы можете приводить большее количество данных и вольны останавливаться на тех деталях, которые считаете важными или интересными. Однако над такими «монументальными» статьями нависает угроза быть отложенными на дальнюю полку «для вдумчивого изучения потом», которое может никогда и не наступить.

Также обзоры можно классифицировать как описательные и концептуальные. Описательные обзоры фокусируются на методологии, поиске и интерпретации каждого исследования — это добросовестный конспект современных данных. Авторы же концептуальных обзоров выдвигают новые идеи и концепции, вытекающие из всего массива опубликованных материалов. Для написания хорошего концептуального обзора желательно быть истинным аксакалом в своей области и улавливать самые незримые из носящихся в атмосфере идей. Будьте самокритичны — сможете ли вы правильно уловить такие тенденции? И хватит ли у вас времени? Помните: описательные обзоры, как правило, отнимают намного меньше времени и сил.

Правило № 5: Рассматривайте проблему под разными углами

Независимо от того, какой именно обзор вы планируете писать, сосредоточьтесь на определенной проблеме. Однако при анализе полезно использовать и данные из соседних областей. Например, если вы пишете обзор по иммунологии, включите также материалы эпидемиологов, цитологов, врачей и биохимиков. Рассмотрение механизмов той или иной проблемы на различных уровнях — от молекул до популяций — позволит вам нагляднее и шире представить материал. Такая работа будет интересна значительно большему количеству читателей.

Правило № 6: Будьте критичны и последовательны

Написание обзоров литературы — это не коллекционирование марок. Хороший обзор являет собой не только обобщение литературы, но и ее критический анализ, который помогает определять методологические проблемы и указывать на пробелы в исследованиях. Прочитав ваш обзор, догадливый читатель должен получить представление о следующем:

  1. Какие основные достижения в описанной области;
  2. Каковы основные спорные вопросы в области;
  3. Какие основные научные вопросы и перспективы их решения.

Конечно, успешно ответить на все три вопроса в одном обзоре будет несказанным успехом. Не всегда один автор может обладать настолько глобальным мышлением, — поэтому привлечение соавторов существенно повысит качество статьи. Каждый ученый имеет свои сильные стороны: один превосходно описывает результаты работы, другой ловко критикуют чужие работы и выявляет проблемные места, третий хорошо систематизирует и обобщает результаты различных исследований. Если вы сумеете собрать подобную команду специалистов — обзор обречен на успех. Если же вы сами являетесь «три в одном» — тогда, наверное, вам нет смысла читать эту статью. Извините.

Кстати, кроме критического мышления, обзору литературы необходим хороший слог и грамматика. Не забудьте попросить коллег прочесть окончательный вариант перед публикацией.

Правило № 7: Мыслите структурно

Хороший обзор ни с чем не перепутать: он своевременен, систематичен, легко читается, структурирован и критичен. В обзорах редко используют структуру экспериментальных статей (введение, методы, результаты, обсуждение). Вместо этого, автор каждый раз выбирает собственную логику повествования, которая может быть продиктована самой темой обзора. И хотя единого формата не существует, в целом работу следует разбить на несколько логических разделов, которые будут предваряться коротким вступлением и обобщаться в конце с повторением основных выводов.

Как упорядочить поток основного текста в своем обзоре, чтобы ваш читатель не потерялся в нем и понял смысл написанного? Для этого полезно привести концептуальные схемы или диаграммы, позволяющие держать перед глазами логику повествования. Грамотно выполненные иллюстрации позволяют понять основную мысль даже без детального прочтения.

Правило № 8: Учитывайте отзывы рецензентов

Обзоры литературы обычно рецензируются так же строго, как и исследовательские статьи. Как правило, учет отзывов и мнений ваших рецензентов существенно улучшает изначальный вариант обзора. Внимательно прочитав обзор, рецензенты свежим взглядом выхватят те неточности, несоответствия или нераскрытые проблемы, которые были не замечены вами. Кстати, внимательно перечитайте весь обзор непосредственно перед отправкой в журнал — отсутствие опечаток и запутанных предложений позволит рецензентам сфокусировать внимание на сути статьи, а не на претензиях к стилю подачи.

Советы рецензентов очень важны, поэтому следует пытаться получить рецензии от специалистов из различных областей науки. С одной стороны, это может привести к противоречивым мнениям по существу обзора и несовместимым советам по улучшению текста. С другой стороны, такая ситуация лучше, чем отсутствие отзывов вообще. Разнообразие замечаний поможет вам определить, в чем мнения экспертов сходятся, а где возникают спорные моменты.

Правило № 9: Включите в обзор ваши собственные исследования, но будьте скромны объективны

Как правило, авторы обзоров достигли определенных успехов в описываемой области и сами опубликовали некоторое количество экспериментальных работ по этой теме. Это может создать конфликт интересов — ведь трудно объективно судить о собственной работе. Ученые могут несколько переоценивать то, что сделали они сами. И, тем не менее, не стоит излишне скромничать — если вас попросили написать обзор, это уже значит, что ваши работы что-то да стоят. Постарайтесь объективно соотнести свои данные с данными коллег. В обзорах, написанных несколькими авторами, объективность достигается проще, поскольку каждый соавтор редактирует текст и имеет возможность более реалистично взглянуть на достижения коллег.

Правило № 10: Используйте свежие данные, но не забывайте о классике

Учитывая стремительный рост числа научных работ, обзоры литературы во многих областях биологии быстро устаревают и теряют свою актуальность. Однако пусть вас это не страшит — по-настоящему хороший анализ будет актуален достаточно долгое время. Каждая экспериментальная статья, как бы нова и прекрасна она не была, покрывает лишь узкую область широкого фронта науки. Обобщить, обдумать и показать общий вектор развития того или иного направления — вот главная задача обзора. Пускай через пять лет этот анализ будет уже неполным или даже устаревшим — все равно, такой обзор не утратит своей ценности и послужит отправной точкой для следующих работ. Этот труд будет выполнять роль исторической вехи в развитии одной из научных тематик.

Правило № 11: Практикуйтесь

Невозможно стать опытным писателем, прочитав советы о том, как стать писателем. Невозможно стать художником, просмотрев курс рисования по телевизору. Невозможно написать хороший обзор без практики. И пока вы только молодой ученый, и научные журналы не балуют вас «заказами» на обзоры, — пишите их сами. Начните с популярных изложений — сайты, подобные «биомолекуле», приветствуют статьи от новых авторов. Если вы сможете написать обзор литературы, который, как вам кажется, отражает последние тенденции в вашей отрасли на достойном научном уровне — попробуйте, отправьте его в научный журнал — украинский, русский или зарубежный, не важно. Часто средней руки журналы могут опубликовать обзор, присланный не именитым автором, если уровень изложения и поднятые темы действительно будут оригинальными. В общем, не ждите милостей от редакций журналов, начните писать сами!

Удачные обзоры, написанные в 80-х годах, сегодня читаются редко. Однако они в свое время послужили фундаментом для научных работ 90-х, из которых выросли экспериментальные теории 2000-х. И сегодняшние книги охотно цитируют некоторые старые статьи как классику, на которую стоит равняться. Не верите? Посмотрите количество цитирований «Происхождения видов».

Разделы статьи

Главная функция «Введения» — сориентировать читателя в изучаемой теме. Характер ориентировки в некоторой степени зависит от сути исследования, поэтому требования того, что и в каком месте следует писать, не нужно понимать слишком буквально. Однако в целом «Введение» должно отвечать на несколько вопросов. В чем состоит изучаемая проблема? Почему она интересна для исследования? Каковы результаты предыдущих исследований по этой проблематике? Каковы недостатки предыдущих исследований, сделавшие необходимым дальнейшее изучение? На получение какой именно информации было направлено данное исследование? И как (в общих чертах) эта информация была получена?

Как правило, во «Введении» изложение идет в направлении от общего к частному. Поэтому «Введение» можно начать с определения области исследования (например, пиажетианское исследование процесса обучения), а затем переходить к специфическим вопросам, изучаемым в новом исследовании (например, можно ли обучать детей дошкольного возраста с помощью инструментального обусловливания?). Первая часть «Введения» обычно бывает посвящена обзору предшествующих исследований по данной тематике, заключительная часть чаще всего имеет непосредственное отношение к новому исследованию. Однако, как отмечалось, последовательность изложения не определена какими-то жесткими правилами; главное — ответить на вопросы, указанные в предыдущем абзаце, и сделать это ясно, доступно и убедительно.

При обзоре предшествующих исследований ключевым является слово «уместно». В исследовательский отчет нет необходимости включать полный литературный обзор. И дело не только в том, что на него не хватит места; вполне можно предположить, что читатели, которым адресован этот отчет, уже знакомы с общей историей вопроса. В случае с пиажетианским исследованием процесса обучения, к примеру, нет нужды распространяться о феномене сохранения или обосновывать его валидность; вполне можно рассматривать как данность то, что об этом известно любому, кого интересует подобный отчет. Нет необходимости и в том, чтобы стремиться осветить все предыдущие попытки развить представление о сохране-

Читать еще:  Что такое описторхоз

нии; на сегодняшний день таких работ слишком много, и большинство из них будут лишь косвенно связаны с любым новым исследованием. Что имеет смысл, так это, если есть возможность, процитировать одну или несколько хороших обзорных статей, подводящих итог результатам, полученным в предыдущих работах. А что абсолютно необходимо, это рассмотреть все предшествующие исследования, которые непосредственно связаны с вашим собственным. Так, в примере с исследованием обучения нужно было бы упомянуть все работы с инструментальным обусловливанием; то же касается и исследований с детьми дошкольного возраста. Оценить потенциальный вклад исследования можно только в контексте полного и тщательного рассмотрения того, что уже было сделано.

Заключительная часть «Введения», как правило, служит связующим звеном между предпосылками, с изложения которых начинается статья, и новым исследованием, которому посвящены все оставшиеся страницы.

В разделе «Метод» рассказывается о том, что было проделано в исследовании. Эта часть обычно делится на несколько подразделов, по крайней мере на подразделы «Испытуемые» и «Процедура». В зависимости от характера исследования можно также включить отдельные разделы «Материалы», «Аппаратура», «План», «Подсчет результатов». В противном случае вся информация по этим вопросам объединяется разделом «Процедура». Выбор количества подразделов определяется сложностью исследования (например, насколько сложна использовавшаяся аппаратура) и предпочтениями исследователя.

Я уже говорил о той информации, которую следует представить в рубрике «Испытуемые»1. Вспомним, что сюда должны входить не только демографические данные о выборке (например, количество, возраст, пол), но и подробности о методах отбора, процент согласившихся на участие из тех, к кому обращался исследователь, и процент не выбывших из исследования. В оставшейся части этого раздела основное внимание уделяется другим вопросам, которые должны рассматриваться в рубрике «Метод».

Часто высказывается мнение (в том числе и в Manual АРА), что информация, включенная в «Метод», должна быть достаточно подробной, чтобы позволить вос-

Произвести исследование. Справедливость этого утверждения зависит от того, что подразумевается под словом «воспроизвести». Если этот термин употребляется в смысле «провести точно такое же исследование во всех деталях», тогда вряд ли какой из отчетов удовлетворит этому требованию, за исключением, возможно, отчетов о простейших исследованиях; на описание мельчайших подробностей процедуры просто не хватит места. Если же этот термин употребляется в смысле «проведения исследования того же типа, с сохранением всех важнейших аспектов процедуры», задача-воспроизводимости становится вполне осуществимой. Трудность в том, чтобы определить, какие из аспектов процедуры важны и, следовательно, должны быть описаны в «Методе».

Есть множество оснований, по которым можно определить, что некая особенность процедуры не достаточно важна, чтобы включать ее описание в отчет. В Любом исследовании есть ряд процедурных мелочей (например, сидел испытуемый слева или справа от экспериментатора), вероятность влияния которых на результаты столь мала, что их безбоязненно можно опустить. В исследованиях со словесными инструкциями редко возникает необходимость их дословного воспроизведения; как правило, достаточно передать общий смысл. В такого же рода исследованиях с множеством заданий, как правило, бывает достаточно в качестве примера описать одно или два из них, по которым можно судить об остальных. И так же, как и в случае с «Введением», можно рассчитывать на то, что определенная информация доступна любому читателю-специалисту. Если, к примеру, была использована стандартная аппаратура, достаточно будет указать ее название и, может быть, номер модели; читатели, которым данное оснащение незнакомо, легко смогут его найти. Аналогично, распространенные тесты не нуждаются в детальном описании; вполне хватит указания литературного источника и, возможно, краткого изложения сути.

Важнейшие детали «Метода» — это те, о которых читателю необходимо знать, чтобы понять и оценить исследование. В эту категорию попадает и упомянутая выше информация об испытуемых, а также ряд аспектов экспериментальной процедуры, аспектов, которые в этой книге рассматриваются, в качестве важнейших компонентов исследования. По какому принципу испытуемых распределяли по экспериментальным группам? В чем конкретно состояли экспериментальные уело-, вия и в каком виде они представлялись испытуемым? (Заметьте, что здесь дословное описание может оказаться уместным.) Что выступало в качестве зависимых переменных и как они измерялись? Каков был порядок экспериментальных событий? Использовался ли «слепой» метод? Сколько было задействовано наблюдателей или тестирующих? Оценивалась ли надежность, и если да, то каков был ее уровень? Конкретные сведения, которые необходимо предоставить, в известной мере зависят от характера исследования. Определяя то, о чем нужно упомянуть, полезно ориентироваться на критерии воспроизводимости. Однако действительно решающий критерий — это оценка: достаточно ли будет информации читателю, чтобы оценить валидность метода?

Раздел «Результаты» содержит сведения о том, что было обнаружено в ходе исследования. В нем приводятся значения как дескриптивных статистических показателей — к примеру, средний уровень выполнения заданий в разных условиях, — так

и статистические показатели, выводимые логическим путем, — например, критерии значимости при сравнении средних значений. Необходимо включить оба вида статистических показателей. Как мы узнали из главы 7, дескриптивные показатели довольно трудно интерпретировать при отсутствии соответствующих статистических проверок. Аналогично F-критерий или уровеньр имеют ограниченное значение при отсутствии информации о средних, на которых они основаны. Читатель должен знать и формы статистического анализа, и данные, которые использовались при анализе. ?

Так же как и с «Введением» и «Методом», исследователь должен решить, какую информацию включить в «Результаты» необходимо, а какую можно опустить. Если предыдущие разделы выполнили свои функции, возникнет понимание того, какие именно вопросы будут освещены в «Результатах». На каждый из этих вопросов должен быть получен какой-то ответ, даже в тех случаях, когда ответ состоит из признания, что никаких значимых эффектов не обнаружено. Кроме того, нет такого правила, согласно которому обо всех формах анализа, проведенных в разделе «Результаты» должно быть известно заранее; бывает, что появляются неожиданные или случайные результаты, и если это происходит, их необходимо включить в отчет. С другой стороны, нет и такого правила, согласно которому необходимо указать результаты всех проведенных аналитических процедур. Исследователь должен избегать заполнять свое отчет второстепенными результатами, ничего не прибавляющими к выводам исследования.

Раздел «Результаты» — наиболее трудная для чтения часть статьи. Автор может предпринять некоторые шаги, чтобы облегчить задачу читателя. Один из способов — изложение в логической последовательности. Как правило, начинают с результатов главных аналитических процедур и только затем указывают менее существенные результаты. Если во «Введении» формулировались некие гипотезы, результаты следует излагать, ссылаясь на эти гипотезы, и по очереди указывать результаты проверки каждой из них. Если производилась оценка нескольких зависимых переменных, имеет смысл представить результаты для каждой из зависимых переменных отдельно. Если использовались разные статистические процедуры (например, дисперсионный и корреляционный анализ), результаты следует структурировать в соответствии с типом анализа. Опять-таки выбор оптимального подхода зависит от конкретного исследования. Важна логичность изложения и уверенность в том, что и читателю ясна эта логика.

Автору также следует сделать некоторые обобщения, чтобы помочь читателю лучше разобраться в данных. Существует заблуждение, что раздел «Результаты» должен состоять из сухих цифр и значений статистических критериев. Действительно, функция раздела «Результаты» — представление данных, тогда как функция раздела «Обсуждение» — их интерпретация. Однако из этого не следует, что в разделе «Результаты» нельзя говорить о значении данных. Наоборот, разбираться в непрерывной последовательности t, F, коэффициентов корреляции довольно трудно и скучно. Поэтому лучше всего вставить одно-два пояснения — либо до представления результатов анализа, либо в.качестве краткого итога после — и на простом английском рассказать, что означают эти цифры.

Важно ясно представлять себе то, о чем здесь идет речь. В «Результатах» допустима своего рода первичная интерпретация, не отступающая далеко от данных. Вполне уместно, например, сказать: «Было выявлено значимое взаимодействие между фактором возраста и экспериментальными условиями, F (1,96) = 8,95, р

Блог и статьи

Блоги интернет-магазина – это инструмент, который позволяет создавать в магазине периодически обновляемый контент: новости и статьи. Блоги часто используют для SEO-продвижения, так как поисковые роботы любят часто обновляемые сайты и показывают их в поиске выше остальных.

В этом разделе мы расскажем вам, как работать с функционалом блогов.

Внимание! Не все темы оформления поддерживают блоги. Уточняйте эту возможность перед установкой темы.

Общий вид раздела

Редактирование блогов и статей производится в разделе «Контент → Статьи»:

Здесь вы можете добавлять и удалять ленты блогов, создавать и редактировать статьи, управлять комментариями к статьям блогов и настраивать SEO-параметры статей.

В боковой колонке имеются:

  1. Поиск по статьям – удобно, если в вашем магазине много публикаций. Позволяет быстро найти нужную статью. В ведите часть ее названия в форму, и статьи, не удовлетворяющие запросу, сразу исчезнут:

    Чтобы вновь показать список статей полностью, просто очистите поле поиска.
    Кнопка с иконкой лупы некликабельна, поскольку поиск живой и срабатывает по мере ввода символов. Она нужна для визуального ориентирования в системе.
  2. Перечень блогов:

    Блогов можно создать неограниченное количество.
  3. Перечень статей:

    Статьи разбиты по блогам. Справа от названия каждой статьи указывается дата ее публикации, а также количество оставленных посетителями комментариев.
  4. Вход в раздел «Комментарии».

В основном окне страницы выводится перечень всех статей в табличном виде. Таблица имеет следующие столбцы:

  1. «Название» – заголовок статьи. При клике на него можно перейти в окно редактирования.
    Кнопка слева от заголовка столбца позволяет упорядочить статьи по алфавиту.
  2. «Автор» – здесь указывается имя, указанное в поле «Автор» при создании/редактировании публикации.
  3. «Блог» – как видно из названия, блог, в котором размещается статья. Вне блога статья размещаться не может.
  4. «Дата обновления» – дата/время, когда статья была создана или обновлена последний раз.
    Кнопка слева от заголовка столбца позволяет упорядочить статьи по дате обновления.

Если статей в магазине много, вы можете вывести на страницу не 25 строк, как идет по умолчанию, а 50 или 100:

Более подробно работа с блогами, статьями и комментариями рассмотрена в отдельных статьях ниже.

Видео-урок по работе с разделом

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector